Пресса
ГлавнаяПресса
Пресса

Наставник красно-чёрных рассказал о футбольных тенденциях и современных требованиях к игрокам, объяснил важность спринтовой работы и отметил умный футбол Гвардиолы, Клоппа и Бердыева.


«Если футболист опорной зоны бегает 9 километров общего метража, ты никак с ним не выиграешь»: о спринтовой работе и пульсовых зонах.


Основные действия на футбольном поле решаются в доли секунды. Спринтовая работа увеличивает количество голевых моментов и, соответственно, шансы забить растут. Если сравнивать двух одинаковых нападающих, но при этом у одного из них показатель спринтовой работы будет выше, то у него больше шансов забить гол. Потому что он выигрывает доли секунды, мгновенно переключается на мяч при передаче и выигрывает момент у защитника. Одна машина преодолевает стометровку за 1,2 секунды, а другая - за 5 секунд, первая всегда будет выигрывать. Если футболист атакующей группы не выполняет достаточный объём спринтовой работы, его шансы забить гол невелики.

Существует пять пульсовых зон. Пятая – максимальная, до 300-350 метров спринтовой работы за матч, в четвертой зоне надо пробегать порядка 1200-1400 метров. Третья зона – средняя скорость, на которой игроку нужно набегать порядка 3-4 километров. Если все эти показатели у футболиста на высоком уровне, он может «вскрывать» индивидуальное мастерство соперника. Найти таких футболистов тяжело, за ними охотятся. А если у них уже есть серьёзный уровень исполнительского мастерства, то они стоят больших денег.

Футболист, у которого центральная нервная система работает быстро, мгновенно переключается от эпизода к эпизоду. На определённых позициях есть «неспринтовые» футболисты. Но есть позиции, на которых спринт жизненно необходим. Например, крайние защитники в современном футболе выдают спринта до 350 метров за игру. Если ты хочешь играть на уровне хороших команд Российской Премьер-лиги, то должен прийти к этому показателю.

Все эти вещи мы анализируем, смотрим каждый матч, каждую тренировку. В InStat и InScout большой объём информации. Система Polar позволяет отслеживать частоту сердечных сокращений и общий метраж, который пробегается игроком. Если футболист опорной зоны бегает 9 километров общего метража, ты никак с ним не выиграешь. В современном футболе на этой позиции пробегают до 13 км общего метража. Если ты физически не уступаешь оппоненту, перебегаешь его, то исполнительское мастерство нивелируется как раз за счёт того, что ты всё время «на ногах». Порядок бьёт класс.


«Классный, квалифицированный футболист не выключается из эпизода. Он от эпизода к эпизоду переключается»: о быстроте принятия решений и мгновенных переключениях.


Сейчас мы добавляем «переключения» в игровых упражнениях. Например, восемь из десяти футболистов при потере мяча в определённый момент отключаются. Потеря мяча, за ней следует контратака, а футболист выключился, потерял мяч и не сумел быстро переключиться. А секунда – это десять метров. Если ты на долю секунды отключился от эпизода, не сразу включился в единоборство, то пять метров ты проиграл, а пять метров в футболе – это огромное расстояние.

Важно, чтобы футболисты ежедневно работали над переключениями. То есть, когда они потеряли мяч, сразу переключились, отняли и снова переключились. Эти три фазы можно натренировать. Четвертую фазу, когда ты потерял, отнял, снова потерял, снова отнял – тренировать тяжелее. Но над тремя фазами можно работать.

Если целенаправленно и продолжительно работать над этим в тренировочном процессе, хочешь не хочешь, в определённый момент футболист начинает расти. Это делается не в один день, а на протяжении времени. Если тренер уделяет этому время, то это даёт большой рост футболистам. А если один футболист вырос, второй - вырос, третий – вырос, команда преобразуется в целом. Это хорошо заметно визуально, они быстрее отнимают мяч, прессингуют, переключаются, всё время находятся в игре.

Но если взять игровую статистику по метражу, они, в принципе, нигде сильно не увеличивают скорость и объём. Преимущество образуется только за счёт быстроты принятия решений. В этом и есть футбол. Классный, квалифицированный футболист не выключается из эпизода. Он от эпизода к эпизоду переключается.

Особенно важна быстрота принятия решений. Если ты быстро принимаешь решения, ты экономишь себе тот метраж, который «воруешь» у соперника, который не переключается. Ежедневная работа в тренировочном процессе увеличивает скорость мышления.


«Менее скоростных и более высоких защитников ставят в центральную зону обороны. Моё мнение, что такой подход должен меняться именно с детского футбола»: о меняющихся требованиях к игрокам.


В футболе есть четыре линии: линия атаки, опорная линия, линия защиты и линия вратаря. Задача – как можно быстрее, одной передачей, если это возможно, пройти три линии и вывести атакующего игрока на убойную позицию.

К сожалению, с детства у нас так принято, что менее скоростных и более высоких защитников ставят в центральную зону обороны. Моё мнение, что такой подход должен меняться именно с детского футбола. Современные футбольные тенденции нам говорят, что скоростные футболисты должны быть и в обороне, потому что они участвуют в атаке. Защитник должен уметь отдать первую передачу, должен уметь ворваться в пустую зону с мячом, должен уметь делать длинные переводы. Нужно уметь одной передачей вскрыть оборону соперника. Если он знает, что сейчас идёт забегание флангового игрока, он закрытыми глазами делает перевод и «вскрывает» две линии.

Атакующая группа футболистов очень много работает физически, в таком прессинге тяжело находиться все 90 минут. Если нападающего хватает на 30 минут, он должен эти 30 минут отпахать и дать возможность отпахать другим. Почему я использую вратаря как полевого игрока? Многие боятся этого, боятся пропустить нелепый гол. Цена ошибки возрастает, поэтому все играют от обороны. С одной стороны, это правильно, но с другой стороны, хорошо играющий ногами голкипер даёт очень много ресурсов защитникам.


«Месси – играет на пианино, а 10 остальных футболистов его носят»: о чемпионате мира в Катаре.


Турнир показывает, что команды, которые строго играют в обороне, прошли далеко. Это Хорватия и Марокко. Но всё равно, сейчас в финале команды, которые могут создать что-то впереди и спокойно выйти из обороны. Матч Франция - Аргентина об этом как раз и говорит. Скорость принятия решений – Месси, физическая скорость – Мбаппе. Многие факторы связанны именно с физической подготовкой.

Есть такое понятие: «Кто-то играет на пианино, а кто-то его носит». Месси – играет на пианино, а 10 остальных футболистов его носят. И это тоже стратегия тренера, потому что он знает, что после спринтовой работы Месси нужно отдохнуть полторы минуты. У него быстрые мышцы, но им нужно восстанавливаться. Он восстанавливается, ходит пешком, а потом взрывается.


«Когда ты забираешь у соперника инициативу и начинаешь владеть ей, у тебя вырабатывается психология победителя»: о хитростях игры «Ливерпуля» и «Манчестер Сити» и скрупулёзной работе Курбана Бердыева.


Какие команды по стилю игры мне импонируют? «Манчестер Сити» и «Ливерпуль». Преимущество «Манчестера» - контроль мяча. Если ты контролируешь мяч 70-80% игры, то ты оставляешь своему сопернику лишь 20%. Получается, на пять твоих атак приходится одна атака соперника. Больше владения мячом – больше атак. Математическая модель. Когда ты забираешь у соперника инициативу и начинаешь владеть ей, у тебя вырабатывается психология победителя. Когда ты контролируешь мяч, когда соперник не может отнять мяч, он нервничает. Ты доминируешь и доводишь до логического завершения.

«Ливерпуль» много прессингует в среднем блоке. У них есть интересная особенность – как только в команде соперника левым защитником оказывается правша, они делают всё, чтобы «загнать» его под неудобную ногу. Чтобы тот ошибался, выбивал мяч, убирал в середину, где его будут активно прессинговать. До таких мелочей доводят. У «Ливерпуля» такого много.

В российском чемпионате я бы отметил Курбана Бердыева. У него пошагово расписано, под какую ногу ты «загоняешь» каждого футболиста команды соперника. Он высматривает у соперника лучшие и худшие качества и пользуется этим. Такие детали - плоды скрупулёзной работы. Тренерский штаб очень много сил и времени уделяет этому.

Если долго работать с определенной командой, если усиливать её точечно, если все эти скоростные преимущества использовать, то команда очень сильно вырастает и выходит на те показатели, которые, в конечном итоге, и приносят положительный результат.


«Если ты доминируешь, успеваешь восстанавливаться, прессингуешь соперника и заставляешь его работать на большом пульсе – ошибки неизбежны!»: о целях в игре и «химии» в команде.


Самое важное – это «химия» в команде, чтобы тренер доносил до игроков свои мысли, требования и они выполнялись. Важно, чтобы футболисты и тренер разговаривали на одном языке.

Это, конечно, зависит от тренера, от выбора футболистов и от идей, которые он хочет воплотить в жизнь на футбольном поле. Моё мнение, что любой тренер не должен бояться каких-то рамок. Он должен думать, как раскрыть потенциал футболистов, которые есть у него в распоряжении. Важно, чтобы тренера слушали и выполняли его требования «от и до». И вот тогда уже можно задумываться о результате.

Мы хотим играть в свою игру. Но в зависимости от соперника можно менять игру не структурно, а детально. Добавлять детали, которые дадут преимущество. Но для этого должны быть исполнители, которые делают на свою работу на 100%. Основная тенденция в футболе – забрать у соперника батарейку, энергию. Если ты доминируешь, успеваешь восстанавливаться, прессингуешь соперника и заставляешь его работать на большом пульсе – ошибки неизбежны! В определённый момент времени, после 75-й минуты, соперник проседает и начинаются голы. С чем это связано? Ты забрал у него батарейку! А если будут контратаки, надо правильно располагаться и ждать их. Это наши задачи, мы подбираем под них футболистов. Я не сомневаюсь, что наши идеи правильные. Владение, выход из обороны, тотальное превосходство в плане розыгрыша мячей – это тенденции футбола. Я сторонник того, чтобы моя команда владела инициативой, создавала моменты. Мы нацелены на одно – выигрывать в каждом матче. И я не сомневаюсь, что постепенно мы к этому придём.